menu
visibility
Статистика

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Деятельность МОУ Центр развития ребенка № 1 строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.

       В МОУ сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:

  • создание условий для радостной и содержательной жизни в саду;
  • обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия;
  • формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Ведущими составляющими эдоровьесберегающей деятельности  МОУ являются:

  • рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
  • организация оптимальной двигательной активности в течение дня.
  • организация сбалансированного питания воспитанников, обучающихся.
  • формирование ценности здорового образа жизни.
  • систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения.

В течение года в МОУ применялись следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии.

Медико-профuлактические технологии - это: организация мониторинга здоровья дошкольников и младших школьников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей дошкольного возраста, физического развития детей, закаливания; организация профилактических мероприятий в МОУ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в МОУ. Имеется физкультурный зал. Спортивное оборудование и инвентарь: стенка шведская-6шт., матбольшой-4 шт., мат маленький -4 шт., наклонная доска-2 шт., подвесная веревочная лестница, наклонная лестница, канат для лазания-1 шт., баскетбольные щиты с кольцами-2 шт., ребристая доска, гимнастическая скамейка-4 шт., дуги для подлезания-2шт., тоннель для подлезания – 2 шт., сетка волейбольная, кольцебросы.  Мячи баскетбольные, волейбольные, мячи разных диаметров, набивные мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, городки. На уличной площадке: яма для прыжков в длину, шведская стенка, баскетбольные щиты, беговая дорожка, рукоход, лабиринт .

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, «косички», «змейки», для подлезания - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевая лампа портативная, облучатель УГМ-1, облучатель бактерицидный ОБН-450, облучатель ультрафиолетовый, ингалятор.

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, босохождение, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,  воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий  осуществлялась инструктором  по физическому воспитанию Овечко М.С. и педагогами нашего учреждения в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Физкультурно-оздоровительная работа строится на диагностической основе  в следующих направлениях:

  • создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей: наблюдение и изучение эмоционального состояния, помощь ребёнку в период его адаптации к ДОУ, обеспечение сбалансированного питания, закаливающие мероприятия, профилактика вредных привычек;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с медицинскими работниками (инструктор по физическому воспитанию, врач-педиатр,  старшая медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед);
  • воспитание здорового ребёнка совместными усилиями МОУ и семьи.
  • повышение педагогического мастерства воспитателей (психологическое просвещение, индивидуальные и групповые консультации).

Формы организации физического воспитания в дошкольных группах разнообразны: утренняя гимнастика, физкультурные занятия,  гимнастика после сна, разнообразные подвижные игры в течение дня, спортивные праздники и развлечения, физкультминутки на занятиях, закаливающие процедуры,  дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Занятия по физической культуре проводятся разного типа: традиционные, игровые, сюжетные, тренировочные, смешанного типа. В своей работе инструктор физо Овечко М.С. использует как традиционные методы ведения занятий, так и нетрадиционные: закаливание организма посредством босохождения, использует элементы гимнастики «Брейн - Джи», хатхи-йоги, музыкально-ритмические композиции для увеличения двигательной активности. В течение всего учебного года инструктором физо используются  на физкультурных занятиях корригирующие упражнения за счет удлинения   разминки на 5 – 7 минут.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей варьируется нагрузка и содержание занятий, используются физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения - сидя, лежа, стоя, т.п. и различный темп выполнения. В дошкольных группах осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

  • упражнения после сна,
  • полоскание рта водой комнатной температуры,
  • дыхательная гимнастика,
  • хождение по тропам здоровья,
  • обширное умывание,
  • облегчённая одежда в группе,
  • прогулка в любую погоду,
  • обливание ног прохладной водой (летом),
  • купание под душем (летом),
  • босохождение (летом).

   Принимаются воздушные, солнечные ванны, в теплый период прием детей и занятия по физкультуре проводятся на воздухе. Для профилактики заболеваний гриппом, ОРЗ проводится фитонцидотерапия, витаминотерапия. Исходя из условий, имеющихся в нашем учреждении, учитывая пожелания родителей, наиболее оптимальным видом  закаливания является босохождение на занятиях физкультуры.

В течение года под руководством инструктора по физо проводятся следующие - физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  • спортивные развлечения во всех возрастных группах- «Разноцветные мячи», «Стадион зовет»,
  • семейный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»,
  • физкультурные досуги: «Вместе весело шагать», «На морском берегу», «Сильные, смелые»,
  • неделя здоровья ,
  • спортивное развлечение «Масленица»,
  • спортивный праздник «Зимушка-зима»;
  • Всемирный день здоровья (апрель), др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.  Достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья осуществляется через решение следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Формирование у детей основы культуры здоровья.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование культуры питания (навыки правильного поведения за столом во время еды; представления о здоровом питании).
  • Формирование культуры деятельности и общения как основы психического здоровья ребенка (умение найти себе занятие по интересам, привлечь сверстников и самому включиться в их деятельность; поддерживать проявления активности и доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, эмоциональной отзывчивости, побуждать ребенка регулировать интенсивность своих эмоциональных реакций, учить высказывать свое негативное отношение к чему-либо социально-приемлемыми способами).
  • Развитие интереса к разным формам двигательной активности (подвижные игры, элементы спортивных игр, прогулки, купание и плавание, утренняя гимнастика, физические упражнения, катание на велосипеде, самокате, коньках, лыжах и др.).

3. Обеспечение  охраны здоровья детей.

  • Соблюдение оптимального объема умственной и физической нагрузки, продолжительности занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Предупреждение психоэмоционального напряжения, переутомления детей, психологического дискомфорта, связанного с авторитарным стилем воспитания, отсутствием обращенности взрослого к ребенку, включением детей в неинтересную для них деятельность.
  • Поддержание положительных эмоций в разных видах детской деятельности, на занятиях и др. как основы сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Обеспечение разнообразной двигательной активности (организованная и самостоятельная) в течение дня с учетом климатических, сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Следить за правильной осанкой детей.
  • Обеспечение воздушного, температурного, светового и питьевого режимов, охрану сна детей, исключение скученности и избыточной шумовой нагрузки.
  • Соблюдение гигиенических требований к организации рабочего места детей во время занятий, физкультурному оборудованию, дидактическим пособиям и игрушкам.

 

Работу по формированию основ здорового образа жизни в детском саду  воспитатели проводят согласно программы «Детство» В.И. Логиновой, используют программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» О.А. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в МОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог  посредством специально организованных встреч, занятий с детьми, а также педагоги и специалисты МОУ в текущем педагогическом процессе. Это технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе МОУ.

В МОУ разработаны:

  • Модель двигательного режима
  • Система закаливающих процедур 
  • Двигательный  режим 

 

Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В МОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

  • воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;
  • упражнения после сна (в постели) с элементами дыхательной гимнастики;
  • хождение по корригирующим дорожкам («Тропа здоровья»)
  • босохождение, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;
  • умывание лица  водой комнатной температуры;
  • ​игры с водой.

            Для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог,  стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям.

      В МОУ проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений зрения, опорно–двигательного аппарата, с часто болеющими детьми.

       Инструктором по физической культуре даются конкретные  рекомендации по формированию правильной осанки и укрепления свода стопы у детей:

  • специальные упражнения, используемые в ходе утренней гимнастики;
  • комплексы физминуток;
  • цикл коррекционных игр и упражнений, входящих в гимнастику после сна.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей варьируется нагрузка и содержание занятий, используются физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения - сидя, лежа, стоя, т.п. и различный темп выполнения.

В дошкольных  группах  созданы условия для организации рациональной двигательной деятельности детей. Осуществлялось разумное чередование разнообразной активной деятельности и отдыха. Для свободной двигательной  активности детей выделяется  время, в групповых комнатах имеются физкультурные уголки. Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в процессе двигательной активности, для этого  включают  в сюжетные игры бег, лазание, прыжки, метания. В течение дня с детьми организуются различные подвижные игры,  спортивные эстафеты, соревнования. Все это способствует совершенствованию двигательной активности детей, повышает уровень физической подготовленности дошкольников.

Результатом  всей данной работы в МОУ является улучшение состояния здоровья детей, низкий  уровень заболеваемости, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Случаи детского травматизма в МОУ отсутствуют.
 

 

Краткая информация о внедрении ФГОС ДО

МОУ Центр развития ребенка № 1 Дзержинского района Волгограда

 

     Наше учреждение является региональной пилотной площадкой по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с июля 2014 г.

     Сформирована нормативно – правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты ОУ по введению ФГОС ДО:

1.Приказ О подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2.Приказ О создании рабочей группы по введению ФГОС ДО в МОУ.

3.Приказ О разработке и утверждении дорожной карты (план - график) введения ФГОС ДО, об утверждении план – графика поэтапного повышения квалификации воспитателей, специалистов ДОУ.

4.Приказ О разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

5.Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО.

6.Положение о творческой группе по разработке ООП.

     На первом этапе изучались и приводились в исполнение нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней.    

     Большое внимание уделено изучению текста ФГОС ДО, Профстандарта педагога. Был проведен педагогический совет, семинар по изучению профстандарта (с презентацией). Проведены консультации для воспитателей по проблеме реализации комплексно – тематического принципа при построении образовательного процесса в ДОУ, по планированию работы в рамках образовательных областей и реализации принципа интеграции в них, организации непосредственной образовательной деятельности и использование в ней активных форм обучения дошкольников. Проведено анкетирование по выявлению образовательных потребностей, профессиональных затруднений педагогов, связанных с вопросами внедрения ФГОС ДО.

     Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО в МОУ.

     Разработаны план – график действий по обеспечению внедрения ФГОС ДО (Дорожная карта) в МОУ, план методической работы МОУ, обеспечивающий сопровождение внедрения ФГОС ДО, план – график поэтапного повышения квалификации воспитателей, специалистов ДОУ.

     В методическом кабинете создан информационный стенд о введении ФГОС ДО.

     Члены группы принимали участие в районных, городских семинарах по теме «Организация работы по переходу на ФГОС ДО».

     Организована работа постоянно действующего внутреннего практико – ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».

     Размещена на сайте МОУ информация о введении ФГОС ДО.
 

Государственно-общественное управление в ДОУ.

 

М.Ю. Краснощекова, заведующий МОУ Центр развития ребенка № 1

Р.В. Бабичева, ст. воспитатель МОУ Центр развития ребенка № 1

 

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.

Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей и традиций.

Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям:

1. Обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования.

2. Развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др.

Управление образовательным  учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.

 Принципы развития государственно-общественного управления:

  • реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
  • приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;
  • добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;
  • открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;
  • независимость и паритетность органов общественного управления;
  • законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
  • согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.

 

В нашем учреждении МОУ Центр развития ребенка № 1 формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Совет МОУ, Общее собрание работников МОУ Центр  развития ребенка, Педагогический совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления Центра развития ребенка, порядок принятия ими решений и выступления от имени Центра развития ребенка устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство Центром  развития ребенка осуществляет выборный коллегиальный орган управления - Совет Центра  развития ребенка (далее – Совет). Совет состоит из представителей работников, родителей (законных представителей) воспитанников, общественности.

Кандидатуры в члены Совета выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов. В Совет могут входить представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители общественности.     

Формирование Совета происходит путем выдвижения:

от трудового коллектива - не менее 4 человек (выдвижение оформляется протоколом общего собрания работников). Общее количество членов Совета из числа работников Центра  развития ребенка не может превышать одной трети общего числа членов Совета;

от родителей  (законных представителей) воспитанников - по одному представителю от каждой группы (выдвижение оформляется протоколом общего родительского собрания). Общее количество членов Совета, избираемых от родителей (законных представителей) не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета;

В состав  Совета по должности входит заведующий Центром  развития ребенка.

Состав Совета формируется и утверждается приказом заведующего Центром  развития ребенка в 10-тидневный срок после выдвижения кандидатов. В приказе также  указывается дата первого заседания Совета.

Срок полномочий Совета один год.

Компетенция Совета:

  • определяет стратегию развития Центра  развития ребенка; принимает и рекомендует к утверждению Программу развития Центра  развития ребенка;
  • разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
  • ведает вопросами этики и гласности;
  • рассматривает и утверждает локальные нормативные акты Центра  развития ребенка по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
  • ходатайствует при наличии оснований перед заведующим Центром  развития ребенка о поощрении работников Центра  развития ребенка или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания;
  • ходатайствует, при наличии оснований, перед органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и другими органами о награждении, премировании и других поощрениях заведующего Центром  развития ребенка или о применении к нему мер дисциплинарного воздействия;
  • представляет совместно с заведующим Центром  развития ребенка интересы Центра  развития ребенка в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях;
  • в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию Центра  развития ребенка от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Совет заслушивает отчеты заведующего Центром  развития ребенка и других работников о работе Центра  развития ребенка по итогам учебного и финансового года, отчеты о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, вносит предложения по совершенствованию работы администрации и Центра  развития ребенка в целом; знакомится с итоговыми документами по проверке Центра  развития ребенка и содействует выполнению мероприятий по устранению недостатков в его работе.

С самого начала перехода нашего учреждения на новые условия финансирования и новую систему оплаты труда Совет  участвует в разработке и согласовывает локальные нормативные акты Центра  развития ребенка, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам Центра  развития ребенка, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Центра  развития ребенка.

Совет обсуждает и вносит свои предложения по вопросу укрепления и развития материально-технической базы Центра  развития ребенка в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса: согласовывает режим работы учреждения и правила внутреннего трудового распорядка, осуществляет контроль за качественным и рациональным питанием детей и поддержанием режима эпидемиологического благополучия учреждения, содействует созданию здоровых и безопасных условий в Центре  развития ребенка.

     Совет принимает непосредственное участие в реализации детско-родительских проектов, участвует в организации выставок семейных газет и конкурсов детско-родительского художественного творчества, принимает активное участие в  проведении дней открытых дверей для родителей, поддерживает лучший опыт семейного воспитания, вносит предложения по составлению и реализации развлекательной и экскурсионной программ для детей.

Родительская общественность в лице хорошо знает, как финансируют учреждение за счет средств бюджета и внебюджетных источников, какие ремонтные работы проводили в летний период, какие приобретения необходимо сделать. Совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Центра  развития ребенка;

обсуждает и вносит предложения по развитию платных образовательных услуг.

Накопленный в Центре развития ребенка № 1 опыт работы Совета позволил учреждению принять участие  и стать лауреатом в областном конкурсе проектов эффективных моделей государственного общественного управления образованием по теме «Государственно-общественное управление образованием. Совет ДОУ». 

По результатам конкурса наше учреждение получило статус базовой организации  стажировочной площадки Волгоградской области по теме: «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием» в рамках реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы.

В 2015 году педагогический коллектив принял участие в XI Волгоградском областном образовательном форуме «ОБРАЗОВАНИЕ 2015» и стать победителем  в номинации «Современные формы  инвестиционной привлекательности».

Неформальное участие родительской общественности в образовательной, финансово-хозяйственной, управленческой деятельности, в организации условий для комфортного пребывания детей в нашем учреждении  стало возможным благодаря созданию Совета Центра развития ребенка как органа государственно-общественного управления. 

Положительные результаты деятельности Совета:

  • система управления становится более открытой;
  • усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
  • укрепляется ресурсная база Центра развития ребенка;
  • распределение стимулирующих выплат происходит прозрачно и руководитель не является адресатом жалоб своих сотрудников, уменьшается число конфликтов;
  • повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
  • усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения.

Мы уверены, что конструктивное сотрудничество и взаимный диалог педагогов и родителей, публичность, позитивность и открытость нашей работы привлекают все больше родителей, желающих участвовать в управлении учреждением, а это в свою очередь создает комфортную атмосферу в коллективе и дает возможность педагогам плодотворно трудиться,  получать достойную зарплату и творчески реализовываться, любить детей и свою работу.