Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Деятельность МОУ Центр развития ребенка № 1 строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.
В МОУ сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:
- создание условий для радостной и содержательной жизни в саду;
- обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия;
- формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Ведущими составляющими эдоровьесберегающей деятельности МОУ являются:
- рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
- организация оптимальной двигательной активности в течение дня.
- организация сбалансированного питания воспитанников, обучающихся.
- формирование ценности здорового образа жизни.
- систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения.
В течение года в МОУ применялись следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии.
Медико-профuлактические технологии - это: организация мониторинга здоровья дошкольников и младших школьников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей дошкольного возраста, физического развития детей, закаливания; организация профилактических мероприятий в МОУ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в МОУ. Имеется физкультурный зал. Спортивное оборудование и инвентарь: стенка шведская-6шт., матбольшой-4 шт., мат маленький -4 шт., наклонная доска-2 шт., подвесная веревочная лестница, наклонная лестница, канат для лазания-1 шт., баскетбольные щиты с кольцами-2 шт., ребристая доска, гимнастическая скамейка-4 шт., дуги для подлезания-2шт., тоннель для подлезания – 2 шт., сетка волейбольная, кольцебросы. Мячи баскетбольные, волейбольные, мячи разных диаметров, набивные мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, городки. На уличной площадке: яма для прыжков в длину, шведская стенка, баскетбольные щиты, беговая дорожка, рукоход, лабиринт .
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, «косички», «змейки», для подлезания - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Для проведения профилактических мероприятий в нашем учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевая лампа портативная, облучатель УГМ-1, облучатель бактерицидный ОБН-450, облучатель ультрафиолетовый, ингалятор.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, босохождение, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий осуществлялась инструктором по физическому воспитанию Овечко М.С. и педагогами нашего учреждения в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Физкультурно-оздоровительная работа строится на диагностической основе в следующих направлениях:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей: наблюдение и изучение эмоционального состояния, помощь ребёнку в период его адаптации к ДОУ, обеспечение сбалансированного питания, закаливающие мероприятия, профилактика вредных привычек;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с медицинскими работниками (инструктор по физическому воспитанию, врач-педиатр, старшая медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед);
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями МОУ и семьи.
- повышение педагогического мастерства воспитателей (психологическое просвещение, индивидуальные и групповые консультации).
Формы организации физического воспитания в дошкольных группах разнообразны: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, разнообразные подвижные игры в течение дня, спортивные праздники и развлечения, физкультминутки на занятиях, закаливающие процедуры, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.
Занятия по физической культуре проводятся разного типа: традиционные, игровые, сюжетные, тренировочные, смешанного типа. В своей работе инструктор физо Овечко М.С. использует как традиционные методы ведения занятий, так и нетрадиционные: закаливание организма посредством босохождения, использует элементы гимнастики «Брейн - Джи», хатхи-йоги, музыкально-ритмические композиции для увеличения двигательной активности. В течение всего учебного года инструктором физо используются на физкультурных занятиях корригирующие упражнения за счет удлинения разминки на 5 – 7 минут.
В соответствии с индивидуальными особенностями детей варьируется нагрузка и содержание занятий, используются физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения - сидя, лежа, стоя, т.п. и различный темп выполнения. В дошкольных группах осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- упражнения после сна,
- полоскание рта водой комнатной температуры,
- дыхательная гимнастика,
- хождение по тропам здоровья,
- обширное умывание,
- облегчённая одежда в группе,
- прогулка в любую погоду,
- обливание ног прохладной водой (летом),
- купание под душем (летом),
- босохождение (летом).
Принимаются воздушные, солнечные ванны, в теплый период прием детей и занятия по физкультуре проводятся на воздухе. Для профилактики заболеваний гриппом, ОРЗ проводится фитонцидотерапия, витаминотерапия. Исходя из условий, имеющихся в нашем учреждении, учитывая пожелания родителей, наиболее оптимальным видом закаливания является босохождение на занятиях физкультуры.
В течение года под руководством инструктора по физо проводятся следующие - физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- спортивные развлечения во всех возрастных группах- «Разноцветные мячи», «Стадион зовет»,
- семейный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»,
- физкультурные досуги: «Вместе весело шагать», «На морском берегу», «Сильные, смелые»,
- неделя здоровья ,
- спортивное развлечение «Масленица»,
- спортивный праздник «Зимушка-зима»;
- Всемирный день здоровья (апрель), др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья осуществляется через решение следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Формирование у детей основы культуры здоровья.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Формирование культуры питания (навыки правильного поведения за столом во время еды; представления о здоровом питании).
- Формирование культуры деятельности и общения как основы психического здоровья ребенка (умение найти себе занятие по интересам, привлечь сверстников и самому включиться в их деятельность; поддерживать проявления активности и доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, эмоциональной отзывчивости, побуждать ребенка регулировать интенсивность своих эмоциональных реакций, учить высказывать свое негативное отношение к чему-либо социально-приемлемыми способами).
- Развитие интереса к разным формам двигательной активности (подвижные игры, элементы спортивных игр, прогулки, купание и плавание, утренняя гимнастика, физические упражнения, катание на велосипеде, самокате, коньках, лыжах и др.).
3. Обеспечение охраны здоровья детей.
- Соблюдение оптимального объема умственной и физической нагрузки, продолжительности занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Предупреждение психоэмоционального напряжения, переутомления детей, психологического дискомфорта, связанного с авторитарным стилем воспитания, отсутствием обращенности взрослого к ребенку, включением детей в неинтересную для них деятельность.
- Поддержание положительных эмоций в разных видах детской деятельности, на занятиях и др. как основы сохранения и укрепления здоровья детей.
- Обеспечение разнообразной двигательной активности (организованная и самостоятельная) в течение дня с учетом климатических, сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Следить за правильной осанкой детей.
- Обеспечение воздушного, температурного, светового и питьевого режимов, охрану сна детей, исключение скученности и избыточной шумовой нагрузки.
- Соблюдение гигиенических требований к организации рабочего места детей во время занятий, физкультурному оборудованию, дидактическим пособиям и игрушкам.
Работу по формированию основ здорового образа жизни в детском саду воспитатели проводят согласно программы «Детство» В.И. Логиновой, используют программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» О.А. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в МОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч, занятий с детьми, а также педагоги и специалисты МОУ в текущем педагогическом процессе. Это технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе МОУ.
В МОУ разработаны:
- Модель двигательного режима
- Система закаливающих процедур
- Двигательный режим
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В МОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;
- упражнения после сна (в постели) с элементами дыхательной гимнастики;
- хождение по корригирующим дорожкам («Тропа здоровья»)
- босохождение, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;
- умывание лица водой комнатной температуры;
- игры с водой.
Для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям.
В МОУ проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений зрения, опорно–двигательного аппарата, с часто болеющими детьми.
Инструктором по физической культуре даются конкретные рекомендации по формированию правильной осанки и укрепления свода стопы у детей:
- специальные упражнения, используемые в ходе утренней гимнастики;
- комплексы физминуток;
- цикл коррекционных игр и упражнений, входящих в гимнастику после сна.
В соответствии с индивидуальными особенностями детей варьируется нагрузка и содержание занятий, используются физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения - сидя, лежа, стоя, т.п. и различный темп выполнения.
В дошкольных группах созданы условия для организации рациональной двигательной деятельности детей. Осуществлялось разумное чередование разнообразной активной деятельности и отдыха. Для свободной двигательной активности детей выделяется время, в групповых комнатах имеются физкультурные уголки. Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в процессе двигательной активности, для этого включают в сюжетные игры бег, лазание, прыжки, метания. В течение дня с детьми организуются различные подвижные игры, спортивные эстафеты, соревнования. Все это способствует совершенствованию двигательной активности детей, повышает уровень физической подготовленности дошкольников.
Результатом всей данной работы в МОУ является улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Случаи детского травматизма в МОУ отсутствуют.
Краткая информация о внедрении ФГОС ДО
МОУ Центр развития ребенка № 1 Дзержинского района Волгограда
Наше учреждение является региональной пилотной площадкой по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с июля 2014 г.
Сформирована нормативно – правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты ОУ по введению ФГОС ДО:
1.Приказ О подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2.Приказ О создании рабочей группы по введению ФГОС ДО в МОУ.
3.Приказ О разработке и утверждении дорожной карты (план - график) введения ФГОС ДО, об утверждении план – графика поэтапного повышения квалификации воспитателей, специалистов ДОУ.
4.Приказ О разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
5.Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО.
6.Положение о творческой группе по разработке ООП.
На первом этапе изучались и приводились в исполнение нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней.
Большое внимание уделено изучению текста ФГОС ДО, Профстандарта педагога. Был проведен педагогический совет, семинар по изучению профстандарта (с презентацией). Проведены консультации для воспитателей по проблеме реализации комплексно – тематического принципа при построении образовательного процесса в ДОУ, по планированию работы в рамках образовательных областей и реализации принципа интеграции в них, организации непосредственной образовательной деятельности и использование в ней активных форм обучения дошкольников. Проведено анкетирование по выявлению образовательных потребностей, профессиональных затруднений педагогов, связанных с вопросами внедрения ФГОС ДО.
Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО в МОУ.
Разработаны план – график действий по обеспечению внедрения ФГОС ДО (Дорожная карта) в МОУ, план методической работы МОУ, обеспечивающий сопровождение внедрения ФГОС ДО, план – график поэтапного повышения квалификации воспитателей, специалистов ДОУ.
В методическом кабинете создан информационный стенд о введении ФГОС ДО.
Члены группы принимали участие в районных, городских семинарах по теме «Организация работы по переходу на ФГОС ДО».
Организована работа постоянно действующего внутреннего практико – ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».
Размещена на сайте МОУ информация о введении ФГОС ДО.
Государственно-общественное управление в ДОУ.
М.Ю. Краснощекова, заведующий МОУ Центр развития ребенка № 1
Р.В. Бабичева, ст. воспитатель МОУ Центр развития ребенка № 1
Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса.
Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей и традиций.
Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям:
1. Обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования.
2. Развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др.
Управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
Принципы развития государственно-общественного управления:
- реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;
- добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;
- открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;
- независимость и паритетность органов общественного управления;
- законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
- согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.
В нашем учреждении МОУ Центр развития ребенка № 1 формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Совет МОУ, Общее собрание работников МОУ Центр развития ребенка, Педагогический совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления Центра развития ребенка, порядок принятия ими решений и выступления от имени Центра развития ребенка устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее руководство Центром развития ребенка осуществляет выборный коллегиальный орган управления - Совет Центра развития ребенка (далее – Совет). Совет состоит из представителей работников, родителей (законных представителей) воспитанников, общественности.
Кандидатуры в члены Совета выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов. В Совет могут входить представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители общественности.
Формирование Совета происходит путем выдвижения:
от трудового коллектива - не менее 4 человек (выдвижение оформляется протоколом общего собрания работников). Общее количество членов Совета из числа работников Центра развития ребенка не может превышать одной трети общего числа членов Совета;
от родителей (законных представителей) воспитанников - по одному представителю от каждой группы (выдвижение оформляется протоколом общего родительского собрания). Общее количество членов Совета, избираемых от родителей (законных представителей) не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета;
В состав Совета по должности входит заведующий Центром развития ребенка.
Состав Совета формируется и утверждается приказом заведующего Центром развития ребенка в 10-тидневный срок после выдвижения кандидатов. В приказе также указывается дата первого заседания Совета.
Срок полномочий Совета один год.
Компетенция Совета:
- определяет стратегию развития Центра развития ребенка; принимает и рекомендует к утверждению Программу развития Центра развития ребенка;
- разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
- ведает вопросами этики и гласности;
- рассматривает и утверждает локальные нормативные акты Центра развития ребенка по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
- ходатайствует при наличии оснований перед заведующим Центром развития ребенка о поощрении работников Центра развития ребенка или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания;
- ходатайствует, при наличии оснований, перед органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и другими органами о награждении, премировании и других поощрениях заведующего Центром развития ребенка или о применении к нему мер дисциплинарного воздействия;
- представляет совместно с заведующим Центром развития ребенка интересы Центра развития ребенка в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях;
- в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию Центра развития ребенка от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность.
Совет заслушивает отчеты заведующего Центром развития ребенка и других работников о работе Центра развития ребенка по итогам учебного и финансового года, отчеты о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, вносит предложения по совершенствованию работы администрации и Центра развития ребенка в целом; знакомится с итоговыми документами по проверке Центра развития ребенка и содействует выполнению мероприятий по устранению недостатков в его работе.
С самого начала перехода нашего учреждения на новые условия финансирования и новую систему оплаты труда Совет участвует в разработке и согласовывает локальные нормативные акты Центра развития ребенка, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам Центра развития ребенка, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Центра развития ребенка.
Совет обсуждает и вносит свои предложения по вопросу укрепления и развития материально-технической базы Центра развития ребенка в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса: согласовывает режим работы учреждения и правила внутреннего трудового распорядка, осуществляет контроль за качественным и рациональным питанием детей и поддержанием режима эпидемиологического благополучия учреждения, содействует созданию здоровых и безопасных условий в Центре развития ребенка.
Совет принимает непосредственное участие в реализации детско-родительских проектов, участвует в организации выставок семейных газет и конкурсов детско-родительского художественного творчества, принимает активное участие в проведении дней открытых дверей для родителей, поддерживает лучший опыт семейного воспитания, вносит предложения по составлению и реализации развлекательной и экскурсионной программ для детей.
Родительская общественность в лице хорошо знает, как финансируют учреждение за счет средств бюджета и внебюджетных источников, какие ремонтные работы проводили в летний период, какие приобретения необходимо сделать. Совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Центра развития ребенка;
обсуждает и вносит предложения по развитию платных образовательных услуг.
Накопленный в Центре развития ребенка № 1 опыт работы Совета позволил учреждению принять участие и стать лауреатом в областном конкурсе проектов эффективных моделей государственного общественного управления образованием по теме «Государственно-общественное управление образованием. Совет ДОУ».
По результатам конкурса наше учреждение получило статус базовой организации стажировочной площадки Волгоградской области по теме: «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием» в рамках реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы.
В 2015 году педагогический коллектив принял участие в XI Волгоградском областном образовательном форуме «ОБРАЗОВАНИЕ 2015» и стать победителем в номинации «Современные формы инвестиционной привлекательности».
Неформальное участие родительской общественности в образовательной, финансово-хозяйственной, управленческой деятельности, в организации условий для комфортного пребывания детей в нашем учреждении стало возможным благодаря созданию Совета Центра развития ребенка как органа государственно-общественного управления.
Положительные результаты деятельности Совета:
- система управления становится более открытой;
- усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
- укрепляется ресурсная база Центра развития ребенка;
- распределение стимулирующих выплат происходит прозрачно и руководитель не является адресатом жалоб своих сотрудников, уменьшается число конфликтов;
- повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
- усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения.
Мы уверены, что конструктивное сотрудничество и взаимный диалог педагогов и родителей, публичность, позитивность и открытость нашей работы привлекают все больше родителей, желающих участвовать в управлении учреждением, а это в свою очередь создает комфортную атмосферу в коллективе и дает возможность педагогам плодотворно трудиться, получать достойную зарплату и творчески реализовываться, любить детей и свою работу.